Логотип
Адрес


Работы учеников


Программа


Видеоуроки


Выставки

 

 

 

Первый в нашей стране автомобиль появился в Санкт-Петербурге. Инициаторами постройки первого отечественного безлошадного экипажа стали два петербургских изобретателя – морской офицер Яковлев Евгений Александрович и горный инженер Фрезе Петр Александрович. Яковлеву принадлежал "Первый русский завод керосиновых и газовых двигателей Е. А. Яковлева", основанный в 1891 году, а Фризе - Акционерное общество постройки экипажей "Фрезе и К°".

Первый отечественный автомобиль был представлен 1 июля 1896 года на Нижегородской Всероссийской промышленной и художественной выставке. Считается, что марка этого автомобиля – «Яковлев», модель – «Фаэтон 2 л. с.», тип кузова - двухместный фаэтон.

По отзыву журнала «Самокат» он был «изящен и легок». Максимальная скорость — 20 верст/ч (около 21,4 км/ч), запас бензина на 10 часов движения (около 200 км).

По многим параметрам «Яковлев» похож на «Вело» выпуска 1895-1896 фирмы «Бенц» (Benz), получивший после 1896 распространение в России. Но у последнего рама была изогнутой, колеса велосипедного типа, двигатель 1,5 л. с., а у «Яковлева» рама прямая, колеса с деревянными спицами, двигатель 2 л. с., да и сам автомобиль больше, чем «Вело». Есть и другие отличия, например, добавлен складной кожаный верх, вместо кожаных передаточных ремней применены резиновые и т. д.

Двигатель «Яковлева» расположен сзади автомобиля. Система охлаждения водяная с охладителем-конденсатором. Крутящий момент двигателя передается от ведущего двухступенчатого шкива на ведомый двухступенчатый шкив резиновыми ремнями, далее через дифференциал и две полуоси со звездочками на концах – цепными передачами на задние колеса. Таким образом, было две передачи переднего хода и не было передачи заднего хода. Впереди установлены два керосиновых фонаря. Применена оригинальная конструкция передней оси с рессорами, поворачивающимися вместе с колесами. Создание автомобиля «Яковлев» не прошло бесследно. В «Собраниях узаконений и распоряжений правительства» в сентябре 1896 года были опубликованы правила об условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах. Эту дату можно считать днем рождения автомобильного транспорта. Завод Яковлева продолжал рекламировать «самодвижущиеся экипажи», а в 1898 году после смерти Яковлева серийной постройкой автомобилей занялась фирма П. А. Фрезе, а затем и другие фирмы России.

В 1909 году был заложен "Русский автомобильный завод И. П. Пузырева". Его основатель задался целью поставить дело так, чтобы русское производство не было бы только названием, а было бы действительно русским " …завод вырабатывал самостоятельно все автомобильные части из русского материала, русскими рабочими и под руководством русских инженеров". Вторая задача - создать автомобиль отвечающего требованиям передвижения в России, применительно к особенностям наших дорог.

На автомобилях Пузырева впервые в мире все передачи в трансмиссии включались кулачковыми муфтами - изобретение завода, защищенное привилегией. Рычаги переключения передач размешались уже не снаружи кузова, а внутри его, картеры двигателя, коробки передач и дифференциала были отлиты из алюминия, задний мост имел полуоси полностью разгруженного типа. Рабочий объем двигателей был до 6325 см3, а мощность до 40 л.с.

На IV Международной автомобильной выставке в Петербурге весной 1913 г. И. П. Пузырев экспонировал три машины - открытую с семиместным кузовом торпедо и закрытую с пятиместным кузовом лимузин.